Вознесение.Вертикальная координата - Храм Вениамина Петроградского г. Москва

Перейти к контенту

Главное меню:

Календарь

Новостная боковая лента

Вертикальная координата

Человек       – существо с прямым позвоночником. Ему       невозможно, не теряя достоинства, менять естественное       положение тела. На четвереньках человек – не       совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом,       желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для       этого нужно склониться, опуститься на землю, стать       одного роста с презираемыми животными.
 Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором  искушений, от которых подгибаются колени. Затем –  стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть  совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт,  еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь  – в яблоке, а человек уже опускает глаза.
 Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его  гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице  его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя,  какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору  глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем  греха. «Если делаешь доброе, – говорит  Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не  делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к  себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).
 Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в  делах земных, которой отличалось затем потомство Каина,  есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз.  Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и  выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив  однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом  успешной в делах земных цивилизации.
 Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на  небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый  совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает  глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34),  осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя  покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я  согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).
 И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно  заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью.
 Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама  по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит  у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою.  Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли,  всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет  к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к  Голгофе, глаза наши бывают полны слез.
 Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим  взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с  великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и  благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53).
 Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со  смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в  это лето. И вообще Он творит много такого, что люди  оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас  повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать  «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то,  что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши  мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до  скончания века! А раз так, то ничего не страшно.
 Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот  знаменательная картина. Ничего великого и интересного в  этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для  них там, куда Христос восходит.
 Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное  небо, и это небо светом особенной звезды привело их к  Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом,  украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным,  будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых  ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы  стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас  на небо, придет таким же образом, как вы видели Его  восходящим на небо» (Деян. 1: 11).
 Праздник Вознесения становится праздником возвещения о  Втором пришествии. Это теперь – главная цель  поднятия на небо глаз.
 Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним,  заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе  пришествие. В последний день все эти события сольются в  одно, потому что перед славным явлением Христа для суда  над миром, «явится знамение Сына Человеческого  (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена  земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках  небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30).  Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в  землю, все дела свои делали только ради земли, земным  успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и  о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит:  «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и  поднимите головы ваши, потому что приближается избавление  ваше» (Лк. 21: 28).
 Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все,  искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой  великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей,  гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
 Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на  четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление  нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся  Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь  слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите  лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его  и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и  заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).

       
Протоиерей Андрей Ткачев
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню