О Соборовании - Храм Вениамина Петроградского г. Москва

Перейти к контенту

Главное меню:

Календарь

Новостная боковая лента

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним  связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Что же на  самом деле понимает Церковь под этим таинством?

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем  призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и  телесные. Елеосвящение или как принято еще называть – Соборование (т.е. соборная молитва) чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года, когда возникает необходимость. Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно  совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми,  кто хочет приступить к этому Таинству и кто может по состоянию здоровья  прийти в храм.

Для совершения Таинства используются елей (растительное масло, по  возможности — оливковое), смешанным с красным вином. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, –  считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим  эффектом. Елей — один из древнейших религиозных  символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в  пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и  косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия  благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали  на служение пророков, священников и царей.

При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем.

Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно  семь. В исключительных случаях может совершить и один священник и это никак не умоляет действия самого Таинства, потому что Соборование не магический ритуал.

Прощаются ли при Соборовании грехи?

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку  прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее  народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в  литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение  напрямую связано с Таинством Покаяния, имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к  исцелению от властвующего над ним греха. Покаяние - это не просто перечень грехов, а перемена ума. Оно  напрямую связано с Таинством Соборования. От души болеет тело – это   причинно-следственная связь в человеке. Поэтому воздействие  происходит как на душу, так и на тело.

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека  к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного  умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство  также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем  самым, спасая его все от той же смерти.

Соборование не гарантирует исцеления

Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала  прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление,  Подлинное  исцеление человека состоит не во временном восстановлении его  физического здоровья, а в изменении восприятия  болезни, страданий и самой смерти.

Иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же,  человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим  злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что  будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе.  Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего  творения!

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая  молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в  конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается  заступничеством за него перед Богом лишь священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и  уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого  христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек,  безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий  принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает,  благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и  благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для  него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это  потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно  очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о  человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок  из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные  Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли»  (Мк. 6, 12—13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке  напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент  из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте»  (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве  Соборования, предназначенном для исцеления человека.

Самое главное  новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании  апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры  исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь  друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного»  (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и  способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная  связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на  человека греха.

Суеверия

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании.  Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям,  находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия  Таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует  Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради  исцеления, а не как предсмертное напутствие.

После соборования иногда человек умирает и это потому, что ему нужно, пора  умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь  умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек  выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле  Божией.

Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству  Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая.  А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и  надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание.  Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего  печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь  в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что  соборование приносит человеку выздоровление очень часто.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню