Рождественский пост - Храм Вениамина Петроградского г. Москва

Перейти к контенту

Главное меню:

Календарь

Новостная боковая лента

Рождественский пост
(28 ноября — 6 января нов. ст.)

                                                                                                          Рождество Христово. Фреска храма Сретения
Владимирской иконы Божией Матери.
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола   Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что  мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и  телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв,  принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его   учению.  

Правила воздержания, предписанные Церковью в   Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.   Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное   масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду   и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста   разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой   Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых,   если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же   праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение  поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6   января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и   воскресенье рыба не благословляется.

Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста

  Время самоограничения и время молитвы, время искушений   и время радости. Все эти определения относятся к посту   — особому периоду в жизни каждого православного   христианина. О значении наступившего Рождественского   поста, о важности даже самого малого аскетического подвига   и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий (   Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы   Божией Матери "Утоли моя печали".


Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме

—      Мы привыкли к тому, что праздник — время      радости. Почему у православных христиан перед самыми      значительными торжествами установлен пост?  

— Праздник в понимании светского человека и в   понимании человека церковного — вещи совершенно   различные. В миру подготовка к празднику — это поход   по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том,   как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто   земное. Праздник же церковный — торжество другого,   духовного порядка, дающее верующему возможность через   воспоминание тех или иных событий Священной истории   прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и   пережить во всей полноте радость от этого удивительного,   ни с чем не сравнимого прикосновения.

Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в   его повседневной жизни оказываются в угнетенном,   подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы   дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо   "утеснить" свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким   способом самоограничения и является пост. В той или иной   форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен   присутствовать в жизни православного христианина. Но на   протяжении церковного года существуют отдельные периоды,   специально посвященные воздержанию большему, это так   называемые "многодневные посты", одним из   которых является Рождественский.

  — Его также называют "Филиппов"   пост…

— Да, поскольку начинается он на следующий день   после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября   (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом,   40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В   субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с   полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу,   Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в   остальные дни — пища только растительного   происхождения. Наиболее строгий период поста —   последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6   января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали   воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на   трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста   — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда   по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с   появлением на небе "первой звезды"   (приблизительно в 16-17 часов).

Мы говорим сейчас о "телесной"   стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для   души человека?

Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что   главное — пост духовный. Поэтому если человек   ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то   ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной "диеты", не более того. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще   невозможно. Пост для христианина — время, когда он  может более основательно потрудиться над своей душой:   побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно   он по малодушию мирится, постараться возделать в себе  добродетели, в которых сознает себя недостаточно   преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста,   становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества.

  — Что такое для верующего человека день   Рождества?

 — Рождество для нас — это завершение Ветхого   Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные   праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную  заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это   событие, которое изменило судьбу человеческого рода,   начало нашего спасения.

Само церковное богослужение готовит человека к такому   пониманию Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в   стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по   своей глубине и умилительности, звучит, все более   нарастая, одна и та же мысль: "Христос рождается,   Христос приходит". И это ощущение — того, что "Господь приходит", становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень яркий.   Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в   то время не вполне церковной жизнью человек, служил в   армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг   в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг   почувствовал, что… родился Господь. Его сердце   наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство   — таинство воспоминания мира о самом удивительном   моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для   того, чтобы человек стал Богом.

  — Как осознать для себя необходимость   поста?

— Заповедь поста является самой древней: первой,   данной первозданному человеку в Эдеме. И подвиг постный   занимает в церковной истории место очень видное. Прежде   всего, памятен пост пророка Моисея, предшествовавший   вручению ему богоначертанных скрижалей. Удивительный   контраст: с одной стороны — Моисей, не вкушающий   пищу в течение сорока дней для того, чтобы принять от Бога   Его Завет. С другой — израильтяне, которых он ведет   по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и   чеснока в той мере, к которой они привыкли в Египте, они   готовы вернуться туда, где убивали каждого первенца,   родившегося в еврейской семье!

Замечательно об этом говорит святитель Игнатий   (Брянчанинов): гордый человек в самообольщении почитает   себя чем-то значительным, но как только оказывается   стесненным его чрево, становится очевидным, что он   является его рабом. Пост — одно из средств от этого   рабства освободиться.

Но самое важное здесь для нас — пример Спасителя,   который, готовясь к Своему служению, подъял такой же   сорокадневный пост. Не нуждаясь в такой подготовке Сам, он   показал нам образ того, как необходимо готовиться к важным   событиям в нашей жизни.

  — Пост сложен для современного человека,   живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира.   Окружающим пост представляется иногда странным   анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием.   Возможны ли в связи с этим какие-то послабления для   постящегося?

  — Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в   монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу,   а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не   принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно   и когда человек большую часть дня проводит на работе, где   нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но   трудно — не значит невозможно. Опыт неопровержимо   свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.

Есть и еще один очень существенный аспект поста для   человека, живущего посреди мира. В этом мире,   расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах   мы очень часто "растворяемся",   "теряемся", он заставляет нас забывать, кто мы.   И в этом смысле пост — очень действенное средство   для того, чтобы помнить о том, что ты верующий,   православный человек. И в то же время это проповедь без   слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то   отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его   вере с уважением. Часто это становится для них поводом   задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.

Но, конечно, отступления от принятого устава поста   возможны, если человек болен и не имеет физических сил для   его соблюдения. Однако лучше всего это согласовывать со   священником, испрашивая его благословения и совета.

Знаете, физически мы действительно намного слабее своих   предков, показывавших удивительные примеры воздержания, и   не можем брать на себя их меру подвижничества. Но мы   немощнее их и душевно, и духовно. И потому сегодня   священнику приходится снисходить не только к тем, кто   болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то   послаблениями. Современный воцерковляющийся человек может   быть не готов к посту и чисто психологически. Мысль о том,   что надо отказываться от привычной пищи на протяжении 40   дней, приводит его в ужас. И когда видишь, что человек   поститься не решается однозначно, то, чтобы не оттолкнуть   его совсем, можно предложить некий   "обучительный" пост: чтобы на первый раз   постящийся отказался хотя бы только от мяса и еще от   чего-либо скоромного. И есть надежда, что следующим постом   он созреет для воздержания более строгого.

  — Стоит ли верующему человеку отмечать Новый   год, который приходится на время поста? Как поступить,   если для его близких этот праздник очень важен?

— Здесь необходимо духовное рассуждение. Если рядом   люди церковные, то здесь все просто: по собственному   произволению верующему человеку не стоит включаться на всю   ночь в телепространство развлечений, участвовать в   увеселительных мероприятиях. Если не все члены семьи   верующие люди, то нужно выбирать достойную меру: не   отступать от поста телесного, но постараться делать это   насколько возможно незаметно и не предаваться чрезмерному   веселью. Полного компромисса здесь быть не может. Скорее,   мы мягко и с любовью к своим близким должны делать то, к   чему нас обязывают и закон Божий, и церковные каноны.

  — На что бы вы еще посоветовали обратить   внимание постящемуся человеку?

  — На то, что пост не только время посильного   аскетического подвига, но и время искушений. Выявляется   такая духовная закономерность: начиная пытаться жить   собраннее, человек выходит на линию борьбы. Наступает   время военное: на него ополчаются те силы, которые   противятся всему доброму в нашей жизни. Но это происходит   не без попущения Божия. Как говорит преподобный авва   Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или   последует искушение.

А чаще всего искушения постом проявляются в обострении   существующих конфликтов или возникновении новых. Вообще   человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо   более раздражительным, нервозным... Но зная заранее о том,   что пост — время искушений, можно лучше   приготовляться к ним и переносить их более благодушно.   Главным образом в этом должна помогать молитва. Вообще   постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное   правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны,   стараются не допускать в правиле каких-то упущений или   сокращений.

И вот о чем бы хотелось сказать еще. Человек — и   человек верующий также — с очень большой легкостью   забывает о должном. Мы постоянно нуждаемся в стимулах,   поводах для того, чтобы обратить внимание на то важное,   мимо чего проходим в своей повседневной жизни. И именно   таким поводом, стимулом для самособирания становится пост.   Но, к сожалению, очень часто с его окончанием происходит   некий "откат" назад, человек быстро теряет то   немногое, что собрать удалось. И очень важно этого   избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем   небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу. Чтобы   с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.

      
Игумен Нектарий (Морозов)
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню