Г.Палама.Биография - Храм Вениамина Петроградского г. Москва

Перейти к контенту

Главное меню:

Календарь

Новостная боковая лента

Григорий Палама и нетварный свет

Григорий Палама, – «Палама» это его фамилия – родился в  Константинополе в 1296 году. Его отец, который был служащим при  византийском императорском дворе, скончался, когда Григорию было всего 6  лет, и сам византийский император, Андроник II Палеолог, позаботился об  образовании мальчика. Григорий обучался в эллинистической светской  системе образования своего времени, которая включала физику, логику и  философию – в основном Аристотеля, но не Платона, потому что Григорий  решил оставить школу в 17 лет, как раз до начала изучения Платона. Григорий решил стать монахом и считал светскую философию и светское  образование несовместимыми с монашеством.

В возрасте 20 лет Григорий отправился на Афон, где началась его  монашеская жизнь под руководством старца по имени Никодим, который  научил его «исихазму». Это слово происходит от греческого isihia, что  означает «спокойствие» или «тишина». Исихазм – древняя традиция  внутренней молитвы или постоянное сосредоточение на сердечной молитве.

Такая сосредоточенность на внутренней молитве часто практикуется  через постоянное повторение в глубоком смирении Иисусовой молитвы:  «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Смысл  заключается в том, чтобы молиться «непрестанно», в сердце, независимо от  того, что человек делает в данный момент, по словам апостола Павла,  который говорит нам «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17).

Adialeintos prosevhesthe (по-гречески) – молвит апостол. Святому  Григорию, в конце концов, пришлось оставить Афон в связи с турецкими набегами и переехать с другими монахами в Салоники, где он был  рукоположен в священники в возрасте 30 лет, а также входил в монашескую  общину за пределами города.

В Салониках святой Григорий и другие монахи-исихасты также  проповедовали мирянам, что практика непрестанной молитвы с соблюдением церковных таинств может привести и действительно приводит к реальному  общению с Богом; с нетварной «благодатью» Божией, или Его «энергией» –  как на физическом, так и на духовном уровнях.

И это было не просто учение для монахов, потому что, согласно  исихастам, нет никакой области человеческой деятельности, человеческой жизни, которая была бы вне досягаемости Бога, когда мы стремимся  действовать в «синергии» с Богом, то есть, когда мы все делаем с Божьей благодатью.

Святитель Григорий говорил, что это «энергия» Святого Духа, но не Его  «сущность» (ousia по-гречески), что приходит к нам в молитве и в таинствах. В противном случае это будет «пантеизм» – если бы мы сказали,  что Сам Бог, Его сущность, является во всем и в нас. Но это не так. Это  Божественная нетварная энергия, которая преображает и освещает наш мир и  все наше существо: наш ум, нашу душу, и да, – даже наше тело, и  преображает нас в божественных существ, это происходит в процессе,  называемом theosis (обожение) по-гречески.

Это учение исихастов об «обожении» столкнулось с яростным  сопротивлением со стороны некоторых учителей в Константинополе, в первую очередь, человека по имени Варлаам Калабрийский – философа, который  происходил из Южной Италии, но посвятил много времени полемике с  католическим Западом, откуда он был родом.

Варлаам и другие учителя, которые выступали против учения Св.  Григория, не могли принять идею того, что человеческое тело и даже  человеческий интеллект действительно участвуют в Божественной энергии.  Варлаам был заражен философской концепцией, о которой мы говорили на прошлой неделе, концепцией Платона о том, что тело и все материальные  вещи ниже «духовных» и не могут участвовать в божественном.

Варлаам также был убежден, что большинство вопросов, связанных со  Святым Духом, просто непознаваемы, так что бесполезно даже говорить о  них.Такое убеждение называется «агностицизм», когда говорят, что на  самом деле невозможно ничего знать о Боге. Так св. Григорий провел  большую часть своей жизни, сталкиваясь с оппозицией своему учению, и  даже был отправлен в тюрьму на несколько лет из-за этого. Но, в конце  концов, он был освобожден, и его учение было провозглашено православным  на нескольких соборах, проведенных при его жизни в Константинополе в  1341 и 1351 гг.

Св. Григорий был назначен архиепископом Солунским и как известный  церковный деятель своего времени также выступал миротворцем во времена  гражданской войны в период поздней Византии. Он умер 14 ноября 1359 г. в  возрасте 63 лет.

Есть некоторая ирония, связанная с жизнью этого великого учителя  «исихазма» или «тихой» молитвы, ведь сам он провел большую часть своей  монашеской жизни в разгар богословских и политических споров своего  времени, в условиях города, а не пустыни. Конечно, он предпочел бы  провести свою жизнь в монашеской келье в монастыре, – но его жизнь  сложилась иначе.

Он смог поддерживать свое внутреннее внимание с непрестанной молитвой  в сердце, центром его жизни был Христос. И его молитвы на самом деле  творили чудеса уже при его жизни. Ему действительно удавалось сохранять  центр внимания на Христе и во Христе среди испытаний и невзгод жизни, –  не за ее рамками. Так, шум повседневной жизни не был препятствием для  его молитвы, его сосредоточенности.

Именно поэтому св. Григорий служит примером для нас всех, а особенно  для тех из нас, кто живет среди суеты этого мира, примером благодатной  молитвы; сосредоточенности на Христе, во второе воскресенье Великого  поста напоминая нам и утешая нас, поскольку мы, возможно, испытываем в  это время «уныние середины поста», что нет ни одной области  человеческого существования, никакой сферы жизни, деятельности, которая  находилась бы за пределами досягаемости Божественной энергии или  благодати.

Инокиня Васса (Ларина)
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню